Елена Зленко: «Кочевая форма обучения должна быть закреплена в федеральном законодательстве»

05.02.2018

Сегодня заместитель спикера окружного парламента‚ председатель комитета по социальной политике и ЖКХ Елена Зленко провела заседание рабочей группы по разработке федерального законопроекта о поправках в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», связанных с особенностями организации образовательной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России.
В состав рабочей группы вошли представители окружных департаментов образования и по делам коренных малочисленных народов Севера, Государственно-правового департамента округа и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера региона «Ямал – потомкам!».
Обращаясь к участникам рабочей группы, Елена Зленко напомнила, что 19 декабря 2017 года на заседании Координационного Совета по устойчивому развитию коренных малочисленных народов автономного округа Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин рекомендовал Законодательному Собранию региона разработать указанный проект законодательной инициативы. Она отметила, что прежде чем выходить с законодательной инициативой, необходимо заручиться мнением субъектов, которым характерно ведение традиционного образа жизни: «Это восемь субъектов, отдельные из которых имеют определенный опыт работы по организации образовательного процесса для детей, ведущих совместно с родителями традиционный образ жизни. Этот опыт необходимо изучить при подготовке проекта закинициативы».
Первый заместитель директора Департамента образования автономного округа Сергей Бойченко сообщил, что такой опыт уже изучен в Республике Саха-Якутия, где в региональном законодательстве закреплено название «кочевая школа», а это противоречит федеральному законодательству, так как многие из этих образовательных организаций не имеют соответствующих лицензий. По информации профильного департамента, у 99,5% ямальских школ такие лицензии есть, и предоставлять образовательные услуги кочующему населению они имеют полное право.
В настоящее время в округе 500 детей из числа коренных малочисленных народов Севера получают предшкольное и дошкольное образование. Наиболее эффективна предшкольная подготовка в течение года, предшествующего поступлению в первый класс. На сегодняшний день детей, получающих такую подготовку и проживающих в интернатах, – 20%, 80% – воспитанники детских садов. Ежегодно эта цифра увеличивается. Сергей Бойченко предложил рассмотреть возможность внесения изменений в федеральное законодательство относительно форм образования и обучения, подчеркнув, что это не может быть семейным образованием, так как здесь задействован государственный ресурс. Несмотря на высокие показатели в системе предшкольной подготовки детей, кочующих с родителями, директор Департамента по делам коренных малочисленных народов Севера автономного округа Инна Сотруева обратила внимание членов рабочей группы на то, что многим таким детям пока еще недоступно получение предшкольного образования и призвала решить эту проблему на региональном уровне.
Подводя итоги обсуждения, Елена Зленко подчеркнула: «Образование играет огромную роль в успешности развития каждого ребенка. Поэтому так высоки сегодняшние требования к системе образования. С одной стороны, ребенку надо дать хорошие качественные знания, с другой – не нарушить связь с родителями и как можно дольше сохранить ее, чтобы ребенок мог впитать в себя культуру, язык, особенности быта и традиции своего народа. Для решения этой непростой проблемы в округе реализуется проект «Кочевая школа». В этом направлении проводится большая работа. Наряду с практическими мероприятиями разработан комплекс учебно-методических пособий, который сейчас проходит экспертизу на федеральном уровне. Более того, Совет Федерации готов закрепить этот опыт законом об образовании. Очень важно, чтобы кочевая форма образования имела право на существование, она требует правового регулирования на федеральном уровне. Этот вопрос нужно проработать с нашими коллегами по Арктической зоне. Сегодня члены рабочей группы разработали «дорожную карту» – план действий для дальнейшего рассмотрения и работы по этой законодательной инициативе. Работа будет продолжена».
Члены рабочей группы намерены собрать предложения субъектов Российской Федерации, на территории которых лицами из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется ведение традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности, по закреплению кочевой формы обучения в федеральном законодательстве. После чего сформированный с учетом предложений проект законодательной инициативы будет направлен в Комитет Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке. Следующее заседание рабочей группы назначено на конец февраля текущего года.