Законодательное Собрание




31.01.2011 Историческая справка о становлении законодательного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа

 
С подписанием Федеративного договора (1992 г.) и принятием Конституции Российской Федерации (1993 г.) появились предпосылки для практического воплощения принятых общественным сознанием элементов нового государственного устройства. Одним из шагов в этом направлении является факт конституционно-правового признания Ямало-Ненецкого и других автономных округов в качестве равноправных субъектов Российской Федерации. Впервые в отечественной истории автономные округа провозглашены полноправными субъектами федеративных отношений и получили нормативную базу для организации взаимодействия с центром на основе разграничения предметов ведения и полномочий.
6 марта 1994 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа состоялись первые выборы в новый законодательный (представительный) орган государственной власти автономного округа впоследствии Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа, который проработал два года. Председателем Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа был избран Бабин Н.А., его заместителем Воронин В.С.
Депутатами Государственной Думы автономного округа были созданы постоянные комиссии в следующем составе:
1) по бюджету, налогам и финансам (председатель Шайдулин Р.Н.);
2) по законодательной деятельности (председатель Лапшин М. В.);
3) по вопросам социальной политики и малочисленных народов Севера (председатель Езынги X.М.).

Этим составом депутатов был принят 31 закон автономного округа, в том числе Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа, и 273 постановления.
Наработанная нормативная база дала возможность депутатскому корпусу Государственной Думы автономного округа первого созыва, несмотря на отсутствие ряда федеральных нормативно-правовых актов, раскрывающих более полно полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, работать продуктивно и обеспечить на законной основе выборы депутатов Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа нового созыва (1996 - 2000 г.г.) и губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, которые состоялись в 1996 году.

В соответствии с действующим федеральным законодательством и Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа 21 апреля 1996 года была избрана Государственная Дума автономного округа второго созыва, в которую вошёл 21 депутат. Председателем Государственной Думы автономного округа второго созыва стал Корепанов С.Е., заместителями председателя Керпельман Е.Л. и Харючи С.Н.
Вторым составом Государственной Думы автономного округа были уточнены направления деятельности законодательного (представительного) органа на период работы 1996 – 2000 г.г. и сформированы четыре комитета:
по бюджету, налогам и финансам (председатель Бабин Н.А.);
по законодательству (председатель Керпельман Е.Л.);
по делам национальностей (председатель С.Н.Харючи);
по социальной политике (председатель Ямру Е.И.).

За период работы Государственной Думой автономного округа второго созыва (1996 – 1999 г.г.) проработаны, приняты и вступили в действие 201 закон автономного округа и 798 постановлений.
Важными событиями этого периода стали: принятие 9 декабря 1996 г. флага Ямало-Ненецкого автономного округа, разработка и подписание Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа в редакции Государственной Думы автономного округа от 10 апреля 1997 года; участие в слушаниях Конституционного Суда Российской Федерации по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области от 14 июля 1997 г.; подписание Соглашения между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа о порядке и условиях проведения выборов от 8 сентября 1997 г.
В связи с избранием Корепанова С.Е. председателем Тюменской областной Думы 23 января 1998 года председателем Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа был избран Артюхов А.В.
Для усиления контрольных функций законодательного органа автономного округа за исполнением окружного бюджета, расходованием окружных внебюджетных фондов Государственной Думой автономного округа принимается Закон автономного округа «О Счётной палате Ямало-Ненецкого автономного округа». Председателем Счётной палаты назначается Бабин Н.А.
Счётная палата автономного округа, сформированная в декабре 1999 г., является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Государственной Думой автономного округа и ей подотчётным. В своей деятельности Счётная палата автономного округа руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными актами автономного округа.
Законотворческий процесс осуществлялся по двум основным направлениям:
а) совершенствование законодательства автономного округа путем принятия изменений и дополнений к существующим законам;
б) разработка новых законов автономного округа, регулирующих отношения по вопросам местного самоуправления, социальной политики, соблюдения прав коренных малочисленных народов Севера, а также в области бюджета, налогов, финансов.
 
Важнейшим событием в сфере законодательства стала новая редакция Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа, принятая 27 декабря 1998 г.
За период с 1996 г. по 1999 г. принят большой блок окружных законов, обеспечивающих правовое регулирование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Это такие важнейшие законы, как: «О государственной службе Ямало-Ненецкого автономного округа», «О муниципальной службе Ямало-Ненецкого автономного округа», «О статусе депутата Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа».
Правовые нормы избирательного процесса в округе отражены в законах: «О выборах депутатов Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа», «О выборах губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа», «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления», «О местном референдуме в Ямало-Ненецком автономном округе».
Особое место занимают законы об окружном бюджете. Госдума Ямала второго созыва впервые включила в закон о бюджете статьи о стопроцентных надбавках к окладам работников бюджетной сферы, о стопроцентных надбавках к пенсиям и все четыре года сохраняла эту помощь, несмотря на трудности исполнения бюджета.
В 15 декабря 1999 г. депутатами Государственной Думы автономного округа был принят Закон о гербе Ямало-Ненецкого автономного округа. В разработке основного окружного символа принимали участие жители автономного округа.
Следует отметить, что в основу нормотворчества Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа положено верховенство Конституции Российской Федерации и федерального законодательства над нормами законов автономного округа, обусловленное положениями статьи 76 Конституции Российской Федерации.

26 марта 2000 г. состоялись выборы депутатов Государственной Думы автономного округа третьего созыва. 15 апреля на первом организационном заседании Государственной Думы автономного округа председателем избрали Артеева А.В., его заместителями Керпельмана Е.Л., Артюхова А.В, сформированы четыре комитета:
комитет по законодательству (председатель Керпельман Е. Л.);
комитет по бюджету, налогам и финансам (председатель Новикова Л.Г.);
комитет по природопользованию и экономическому развитию (председатель Кучеров Г.Г.);
комитет по социальной политике (председатель Артюхов А.В.)

1 ноября 2000 года председателем Государственной Думы автономного округа был переизбран Харючи С.Н. 13 декабря Государственная Дума автономного округа избрала Керпельмана Е.Л. представителем в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В связи с этим комитет по законодательству возглавил Артюхов А.В., а Евай А.В. объединенный комитет по делам национальностей и социальной политике.
18 марта 2001 г. состоялись дополнительные выборы. Депутатами стали Степанченко В.И. и Салтыков В.В. На заседании Думы, прошедшем 28 марта, произошли очередные кадровые перестановки. Заместителями председателя избрали Степанченко В.И. и Андриянову Г. Д.
Постоянную депутатскую комиссию Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа по контролю за реализацией мер по пресечению распространения наркомании на территории Ямало-Ненецкого автономного округа возглавила Андриянова Г.Д. Была образована Комиссия Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа по этике, председателем которой стала Иванова Л.Н. В октябре 2004 г. в Государственной Думе автономного округа депутатами членами партии «Единая Россия» была создана депутатская фракция Всероссийской политической партии «Единая Россия», которую возглавил Нак И. В.
 
Одна из главных задач, стоявших перед депутатским корпусом третьего созыва, заключалась в необходимости отстоять самостоятельность и равноправие Ямало-Ненецкого автономного округа по отношению к федеральному центру и Тюменской области. Работа депутатов третьего созыва была связана в большей части с проводимой в стране реформой государственного и административного управления.
С первых дней работы законодательного органа Ямала постоянное внимание уделялось соответствию законов Ямало-Ненецкого автономного округа федеральному законодательству. Эта работа заслужила высокую оценку со стороны представителей федерального центра. Депутаты третьего созыва Госдумы автономного округа продолжили практику выездных заседаний, к участию в которых привлекались органы местного самоуправления, представители исполнительной власти, территориальных органов.
Важной частью работы депутатов третьего созыва было стремление сохранить социальную направленность бюджета автономного округа, нацеленного обеспечение благоприятных социально-экономических условий жизни ямальцев. При участии депутатского корпуса были сделаны первые шаги в развитии системы жилищного ипотечного кредитования на Ямале. Важным вопросом, над которым работали органы государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, являлось также обеспечение прав и гарантий коренных народов Севера.
За последние годы произошло укрепление позиций Ямало-Ненецкого автономного округа в национальной экономике, в развитии как межрегионального и международного сотрудничества, так и традиционных отраслей хозяйствования, была сохранена социальная направленность окружного бюджета, продолжалось поступательное развитие топливно-энергетического комплекса, шло интенсивное строительство школ, детских садов, больниц, спортивных комплексов, жилья, автодорог.

В 2005 г. Государственная Дума автономного округа впервые по новым правилам, установленным статьей 18 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа, наделила по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Неёлова Ю.В.

Процесс формирования состава Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа IV созыва (далее – автономный округ) проходил на основе новой избирательной системы. В IV созыве по единому избирательному округу по партийным спискам избрано 11 депутатов, из них 8 членов Всероссийской политической партии «Единая Россия», 2 члена политической партии «Родина», 1 член политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». По одномандатным избирательным округам избрано 8 депутатов, по многомандатному избирательному округу – 3 депутата. 27 марта 2005 г. состоялись выборы в Государственную Думу Ямало-Ненецкого автономного округа четвертого созыва.
Первое заседание Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа четвертого созыва состоялось 15 апреля 2005 г. Председателем Государственной Думы округа избран Харючи С.Н., его заместителями Абдрахманов М.Ш. и Зленко Е.Г.
Образовано шесть комитетов:
по бюджету, налогам и финансам (председатель Крылосов А.В.);
по информационной политике, общественным объединениям и делам национальностей (председатель Евай А.В.);
по местному самоуправлению (председатель Абдрахманов М.Ш.)
по природопользованию, промышленности, транспорту и связи (председатель Медко В.В.);
по социальной политике (председатель Зленко Е.Г.);
по уставному законодательству и правовым вопросам (председатель Степанченко В.И.).
Кроме того, в 2005 – 2010 годах в Законодательном Собрании автономного округа были созданы комиссии: Постоянная депутатская комиссия по реализации приоритетных национальных проектов (председатель Харючи С.Н.), Постоянная депутатская комиссия по контролю за реализацией мер по пресечению распространения наркомании на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (председатель Зленко Е.Г.), Комиссия по регламенту и вопросам этики (председатель Иванова Л.Н.), Комиссия по совершенствованию законодательства Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (председатель Зленко Е.Г.), Постоянная депутатская комиссия по строительству, градостроительству и жилищно-коммунальному хозяйству (председатель Бабийчук М.В.), Постоянная депутатская комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства (председатель Свидлов В.С.).
 
В законодательный орган Ямало-Ненецкого автономного округа люди пришли из разных сфер деятельности: работавшие в законодательных и исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления, в промышленности и строительстве, в образовании и науке, в торговле и общественных организациях. Все депутаты получили высшее образование, 6 депутатов - научную степень. Показателен тот факт, что многим из 22 избранных депутатов население доверило право представлять его интересы в законодательном (представительном) органе не в первый раз. Повторно избраны Гиря В.И., Степанченко В.И., Иванова Л.Н., Ставский М.Е., Медко В.В., Гоголь Н.Н., Евай А.В., Харючи С.Н.
 
В марте 2010 года Председатель Законодательного Собрания автономного округа Харючи С.Н. привел к присяге нового главу региона и вручил символ высшего должностного лица – знак Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Кобылкину Дмитрию Николаевичу.

В течение 2005 – 2010 годов депутатами Законодательного Собрания автономного округа IV созыва проведено: 78 заседаний Законодательного Собрания автономного округа, в том числе 3 выездных; 358 заседаний комитетов Законодательного Собрания автономного округа; 41 заседание постоянных и временных комиссий, рабочих групп, совещаний; 3 совместных заседания постоянных комитетов и комиссий Тюменской областной Думы и Законодательного Собрания автономного округа; 4 депутатских слушания; 8 заседаний Координационного Совета представительных органов государственной власти и местного самоуправления автономного округа; 8 заседаний Общественной молодёжной палаты при Законодательном Собрании автономного округа. Законодательным Собранием автономного округа в период с апреля 2005 года по март 2010 года было принято 2190 постановлений по количеству рассмотренных вопросов, из них 623 – о принятии законов Ямало-Ненецкого автономного округа. Из 623 принятых законов 227 являются базовыми, 396 – вносят изменения в действующее законодательство. В период с апреля 2005 года по декабрь 2009 года были награждены Почетной грамотой Законодательного Собрания автономного округа более 400 граждан и коллективов. Объявлена Благодарность Законодательного Собрания автономного округа более чем 2 300 гражданам, были поощрены Благодарственным письмом Законодательного Собрания автономного округа более 2 000 граждан.